МКОУ "КШ" г.Черкесска
Черкесск
  • Будущим первоклассникам

    Основная информация

    Уважаемые родители!

    Понятие готовности к школе очень емкое и предполагает достаточно широкий круг знаний, умений и навыков, которые необходимы для легкой адаптации к школе. Задача взрослых – сделать так, чтоб эти компоненты были у ребенка развиты.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность к школе подразделяется на физическую и психологическую.

    Физическая готовность к школе предполагает выносливость, ловкость, скорость, моторную координацию, достаточные для того, чтобы посещать уроки, держать карандаш, выполнять элементарные физические упражнения.

    Психологическая готовность к школе включает в себя три аспекта: мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность. Также выделяют социальную составляющую психологической готовности к школе. 

    Мотивационная готовность к школе предполагает, что ребенок хочет учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом школьника. Он любопытен, проявляет познавательный голод. У ребенка с мотивационной готовностью познавательный мотив, а также стремление общаться со сверстниками и взрослыми побеждают игровой мотив.

    О волевой готовности к школе можно говорить, когда ребенок способен сосредоточиться на учебной задаче, умеет подчинять свои желания правилам и работать в соответствии с инструкцией взрослого. Он достаточно самостоятелен, то есть способен без присутствия взрослого заниматься, принимать пищу, переодеваться. Он может организовать себе место для занятий и поддерживать порядок на своем столе.

    При интеллектуальной готовности к школе у ребенка достаточно развиты психические процессы, то есть восприятие, память, внимание, мышление, речь. Также этот вид готовности предполагает, что у будущего первоклассника есть достаточный набор знаний и умений. Это знания об окружающем мире, элементарные математические знания и умения, графические умения, готовность к обучению грамоте.

    Социальную готовность к школе определяет потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, а также то, что у него сформированы навыки общения. Ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет найти выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых. Также важно, чтобы у ребенка было сформировано умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в команде, умение понимать интересы и обычаи детской группы.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Показатели физической готовности

    •    Ребенок выполняет филиппинский тест школьной зрелости: левой рукой дотягивается до правого уха рукой над головой; весит не менее 23 кг. Это значит, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста».
    •    У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные. 
    •    Когда ребенок бежит, обе ноги отрываются от пола. Ребенок умеет прыгать и бросать предметы. Это говорит о нормальном развитии крупной моторики, согласованной работе разных групп мышц.
    •    Ребенок способен выполнять задания в течение минимум 15 минут, что говорит об усидчивости.
    •    Ребенок чувствует время примерно так же, как взрослый. Значит, у ребенка нормально функционируют обменные процессы.

    Показатели мотивационной готовности
    •    Ребенок интересуется школой, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику.
    •    Воспринимает учение как серьезную деятельность.
    •    Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.
    •    Хочет обсуждать со взрослым более сложные вопросы, чем быт или игра.
    •    Принимает школьные требования, осознает их обязательность.
    •    Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.

    Показатели интеллектуальной готовности
    •    Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки.
    •    Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение расска- зов» Л.И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.
    •    Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных.
    •    Достаточный уровень внимания. Готовый к школе ребенок находит все отличия или нелепицы в заданиях подобного типа.
    •    Перцептивная зрелость – дифференцированное восприятие – ребенок умеет выделять фигуру из фона. Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы на рисунке.
    •    Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои фамилию, имя, отчество; возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы, геометрические фигуры; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные правила дорожного движения.

    Показатели речевой готовности
    •    Ребенок правильно произносит все звуки, умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки: крыса – крыша, крот – грот.
    •    Умеет определять первый и последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове.
    •    Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая), правильно употребляет предлоги.
    •    Имеет словарный запас не менее 3500 слов. Умеет обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные и др.), называть не менее 10 диких
    и домашних зверей и птиц, детенышей животных.
    •    Владеет связной речью. В диалоге на свободную тему последовательно и точно высказывается, доводит фразы до конца. Может составить рассказ по картинке.
    •    Знает речевой этикет: обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Показатели эмоционально-личностной готовности

    •    Ребенок эмоционально устойчив, умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.
    •    Сохраняет цель, если сталкивается с трудностями, может сам с ними справиться, не боится их.
    •    Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.

    Показатели социально-психологической готовности
    •    Ребенок показывает, что хочет общаться, разговаривает с ровесниками и взрослыми, поддерживает контакт. Умеет слушать, спрашивать, соглашаться, сотрудничать.
    •    Умеет возражать, отказываться, остерегаться, запрещать что-то делать с собой, чтобы донести свою точку зрения или отстоять личные границы.
    •    Может высказать мнение, показать умение, выступить перед публикой.
    •    Может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
    •    Хочет частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.

    Показатели волевой готовности
    •    Ребенок умеет сосредоточиваться на неинтересном деле.
    •    Выполняет задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения.
    •    Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.
    •    Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.
    •    Любит и инициирует игры с правилами и ролями.
    •    Способен выполнить действие или задание по образцу.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie