Основная информация
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Понятие готовности к школе очень емкое и предполагает достаточно широкий круг знаний, умений и навыков, которые необходимы для легкой адаптации к школе. Задача взрослых – сделать так, чтоб эти компоненты были у ребенка развиты.
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность к школе подразделяется на физическую и психологическую.
Физическая готовность к школе предполагает выносливость, ловкость, скорость, моторную координацию, достаточные для того, чтобы посещать уроки, держать карандаш, выполнять элементарные физические упражнения.
Психологическая готовность к школе включает в себя три аспекта: мотивационную, волевую и интеллектуальную готовность. Также выделяют социальную составляющую психологической готовности к школе.
Мотивационная готовность к школе предполагает, что ребенок хочет учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом школьника. Он любопытен, проявляет познавательный голод. У ребенка с мотивационной готовностью познавательный мотив, а также стремление общаться со сверстниками и взрослыми побеждают игровой мотив.
О волевой готовности к школе можно говорить, когда ребенок способен сосредоточиться на учебной задаче, умеет подчинять свои желания правилам и работать в соответствии с инструкцией взрослого. Он достаточно самостоятелен, то есть способен без присутствия взрослого заниматься, принимать пищу, переодеваться. Он может организовать себе место для занятий и поддерживать порядок на своем столе.
При интеллектуальной готовности к школе у ребенка достаточно развиты психические процессы, то есть восприятие, память, внимание, мышление, речь. Также этот вид готовности предполагает, что у будущего первоклассника есть достаточный набор знаний и умений. Это знания об окружающем мире, элементарные математические знания и умения, графические умения, готовность к обучению грамоте.
Социальную готовность к школе определяет потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, а также то, что у него сформированы навыки общения. Ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет найти выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых. Также важно, чтобы у ребенка было сформировано умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в команде, умение понимать интересы и обычаи детской группы.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
• Ребенок выполняет филиппинский тест школьной зрелости: левой рукой дотягивается до правого уха рукой над головой; весит не менее 23 кг. Это значит, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста».
• У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные.
• Когда ребенок бежит, обе ноги отрываются от пола. Ребенок умеет прыгать и бросать предметы. Это говорит о нормальном развитии крупной моторики, согласованной работе разных групп мышц.
• Ребенок способен выполнять задания в течение минимум 15 минут, что говорит об усидчивости.
• Ребенок чувствует время примерно так же, как взрослый. Значит, у ребенка нормально функционируют обменные процессы.
Показатели мотивационной готовности
• Ребенок интересуется школой, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику.
• Воспринимает учение как серьезную деятельность.
• Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.
• Хочет обсуждать со взрослым более сложные вопросы, чем быт или игра.
• Принимает школьные требования, осознает их обязательность.
• Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.
Показатели интеллектуальной готовности
• Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки.
• Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение расска- зов» Л.И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.
• Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных.
• Достаточный уровень внимания. Готовый к школе ребенок находит все отличия или нелепицы в заданиях подобного типа.
• Перцептивная зрелость – дифференцированное восприятие – ребенок умеет выделять фигуру из фона. Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы на рисунке.
• Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои фамилию, имя, отчество; возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы, геометрические фигуры; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные правила дорожного движения.
Показатели речевой готовности
• Ребенок правильно произносит все звуки, умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки: крыса – крыша, крот – грот.
• Умеет определять первый и последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове.
• Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая), правильно употребляет предлоги.
• Имеет словарный запас не менее 3500 слов. Умеет обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные и др.), называть не менее 10 диких
и домашних зверей и птиц, детенышей животных.
• Владеет связной речью. В диалоге на свободную тему последовательно и точно высказывается, доводит фразы до конца. Может составить рассказ по картинке.
• Знает речевой этикет: обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
• Ребенок эмоционально устойчив, умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.
• Сохраняет цель, если сталкивается с трудностями, может сам с ними справиться, не боится их.
• Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.
Показатели социально-психологической готовности
• Ребенок показывает, что хочет общаться, разговаривает с ровесниками и взрослыми, поддерживает контакт. Умеет слушать, спрашивать, соглашаться, сотрудничать.
• Умеет возражать, отказываться, остерегаться, запрещать что-то делать с собой, чтобы донести свою точку зрения или отстоять личные границы.
• Может высказать мнение, показать умение, выступить перед публикой.
• Может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
• Хочет частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.
Показатели волевой готовности
• Ребенок умеет сосредоточиваться на неинтересном деле.
• Выполняет задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения.
• Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.
• Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.
• Любит и инициирует игры с правилами и ролями.
• Способен выполнить действие или задание по образцу.
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию